109263, Москва, ул. Малышева, д.19, корп. 2

8 (499)179-76-90

e-mail: municipaltekstil@mail.ru

109263, Москва, ул. Малышева, д.19, корп. 2

179-76-90

municipaltekstil@mail.ru

 

Беслан. Воспоминание Героя России

1 сентября 2004 года выпало на воскресенье. Этот день для меня отличался от всех предыдущих тем, что я впервые в жизни должен был принять участие в съемках телепередачи. Мне предложили принять участие в съёмках телепередачи об Иосифе Кобзоне. Передача посвящалась тому периоду его творческой деятельности, когда он выступал с концертными программами перед бойцами ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Ну и ряд «афганцев», как живые свидетели тех событий, приглашались на передачу, так сказать, для связи прошлого с настоящим.

Но 1 сентября началось с прихода сообщения, требующего немедленного прибытия на объект (объект – это место службы). Прибыв на место, я узнал, что в Беслане захвачена школа. Получена задача на вылет в Беслан. Понимаю, что дело серьезное. На что способны террористы, эти нелюди, знали не только мы, профессионалы, знала вся Россия. Ведь до этого уже были взрывы домов в Москве, в Каспийске, захват заложников в Кизляре, Первомайском, Буденновске, на Дубровке. Это был не просто захват школы, это был очередной вызов всем: от руководства страны, до простого обывателя. Сотни людей пришли 1 сентября на праздник, а оказались в смертельной опасности. Такого зверства еще мир не знал.

С аэродрома позвонил домой и сообщил, что вылетаем в Беслан. Это уже секретом не было, по телевизору сообщение прошло. Незавидная судьба жены воюющего офицера. Ты уходишь из дома без гарантии вернуться, но для тебя это нормальная мужская работа, работа, нужная государству. Ты сам её избрал когда-то для себя. Перешагнув порог дома, ты уже мыслями там, ты думаешь о людях, о боеприпасах, о сухпайках… А жена, понимая все это, должна сохранить спокойствие в доме, не показать детям о своих переживаниях, и ждать, надеяться и верить. И так не раз, не два, а постоянно, пока мы служим Отечеству.

Вылетали с аэродрома «Чкаловский». Смотрю на лица ребят, все сосредоточены, понимают, едут не на прогулку. Предстоит работать в здании, а это самое непредсказуемое в боевой работе. За любым углом, в любом помещении может быть неожиданность. Расстояние от тебя до противника идет на метры, бронежилет на таком расстоянии пулю не держит, граната может прилететь из-за любого угла. При этом - ни один заложник не должен пострадать от нашей пули. Мы не можем стрелять, как говориться, в том направлении, а только по четко видимой цели. Мы не можем стрелять очередями по всему, что шевелится. А бандиты могут. Думаю, в этот период, каждый из моих ребят прокручивал в голове порядок действий при вхождении в адрес и работу в здании. Мы все, даже я, разбиты по боевым тройкам, каждый знает свою задачу, все отработано до автоматизма на занятиях и проверено на практике. Но каждая новая ситуация подкидывает свои неожиданности, которые невозможно предусмотреть. Потом они лягут в основу отработки на учебных полях, но решать их в данной ситуации надо будет с листа. Каждая ошибка может стоить жизни тебе или, что самое страшное, твоему товарищу или заложнику. Как потом жить? У командира таких размышлений больше, он отвечает за выполнение задачи в целом и за жизнь каждого подчиненного в отдельности. Ведь только два месяца назад в Назрани мы потеряли трех замечательных офицеров – подполковника Черныша Андрея, майора Дудкина Виктора и доктора капитана Жидкова Всеволода. И вот опять предстоит работа, все ли вернемся на этот раз?

Самолет приземлился в аэропорту Владикавказа. Оттуда автобусами нас доставили в Беслан. В Беслане мы расположились на территории техникума, метрах в трехстах от школы, в которой произошел захват.

Места всем в учебных классах не хватило, и мой отдел расположился в коридоре на втором этаже. Отдав все необходимые распоряжения по размещению, убыл на совещание. Совещание проходило в здании администрации города на втором этаже. Перед зданием расположена площадь, которая вся была заполнена народом, жителями Беслана. Они молча смотрели на нас, людей с оружием, смотрели с надеждой и настороженностью. Любые наши активные действия могли привести к освобождению их родных, и в то же время, повлечь за собой жертвы. Но без нас эту проблему не разрешить, освобождение заложников могло прийти только от нас, это понимали все. Мороз по коже прошел, пока я пробирался через людскую толпу. Вся их боль, весь ужас ситуации, сконцентрировался в их глазах, устремленных на нас.

Поднимаясь на второй этаж, на лестничной площадке увидел хорошо известного политика, часто мелькающего на экранах телевидения. Как он-то здесь оказался, а главное - когда успел? Штаб по освобождению заложников возглавил наш начальник Центра, генерал, Герой России. Он же проводил совещание. Все знакомые лица, со всеми в разное время приходилось участвовать в различных оперативно-боевых мероприятиях. Все высоко подготовленные специалисты, готовые пойти в любое пекло не за награды и деньги, а за убеждения. Девиз ВДВ - «Никто кроме нас» - как нельзя лучше соответствует духу нашей работы. И убеждения у нас одни: «Зло должно быть наказано».

На столе располагалась схема школы со всеми коммуникациями, на доске нарисован её план. Уточнив численный состав прибывших отделов, генерал начал совещание.

Информация была следующая: утром 1 сентября, когда во дворе школы проводилась торжественная линейка, посвященная началу учебного года, на территорию школы заехала машина ГАЗ – 66 с бандитами, которые окружив собравшихся, силой оружия загнали всех в спортзал. Сколько человек захвачено уточняется, но их может быть несколько сотен. Среди заложников дети разных возрастов, их родители, родственники, знакомые, в общем, все, кто пришел проводить детей в школу.

Предварительная информация по самой школе такова: вокруг школы открытое пространство, с противоположной стороны футбольное поле, за ним железная дорога. Спортзал в центре школы, в нем содержатся заложники. Левое крыло - это школьный медпункт, он имеет отдельный вход. В правом крыле располагается столовая и на втором этаже актовый зал. Летом в школе проводился ремонт, поэтому возможно некоторое несоответствие с имеющейся схемой. Все окна забаррикадированы школьной мебелью, здание не просматривается. Все подступы к школе простреливаются бандитами. Связь с террористами установлена, организован переговорный процесс, но пока никаких требований не выдвинуто. Точных данных по количеству боевиков, их принадлежности нет, ориентировочно до тридцати человек. Бандиты расстреляли всех мужчин, около двадцати человек, а тела сбросили в сторону железной дороги.

Вся территория вокруг школы была поделена на сектора, и каждому отделу был определен сектор ответственности, который надо было изучить досконально, определить скрытые пути выхода к школе, наиболее удобные места для огневых позиций и т.д. Строго настрого было запрещено действовать самостоятельно, открывать огонь по школе. Если случится непредвиденное и необходимо будет решать задачу силовым вариантом, то каждый работает в строго определенном секторе. Иначе можно попасть в зону стрельбы соседа, а это чревато неприятностями. Задача моему отделу была определена следующая: изучить обстановку со стороны центрального входа, перед которым находилось небольшое здание начальной школы и медицинского пункта, вход в который располагался со стороны школьных мастерских. Если начнется силовая часть операции, то отдел должен частью сил занять здание начальной школы и обеспечить действия другого отдела по проникновению в школу, а частью сил войны в школу через медицинский пункт.

После постановки задачи мы вернулись в техникум и провели подробное информирование подчиненных, я поставил задачи отделениям на проведение разведки в секторе деятельности отдела. К концу первого дня мы уже четко определили основные и запасные пути выхода на исходные позиции в случае силового завершения операции. Ни заложники, ни террористы через окна не просматривались. Но бандиты прекрасно видели все подступы к школе и на любое движение с нашей стороны открывали огонь из автоматов. В конце дня мы собрались на очередное совещание, на котором доложили ситуацию на своих направлениях. Нам в свою очередь сообщили, что в школе захвачено до тысячи заложников. Еще раз подтвердили, что бандиты не выдвинули никаких требований и переговорный процесс продолжается. К этому времени стало известно, откуда они пришли, где готовились к этой чудовищной акции, и кто их возглавляет. Предположительно, это был находящийся в федеральном розыске за убийство и бандитизм Хучбаров.

Ночь прошла спокойно, были слышны только редкие выстрелы со стороны школы. Мы готовились к тому, что при необходимости, придется вести бой в здании. При ведении боя в здании любая мелочь может стать роковой. Как подогнан защитный шлем, как сидит бронежилет, удобно ли извлекается пистолет, нож, граната или запасной магазин. Старшие троек еще раз проверяют связь, сигналы взаимодействия. Мои ребята прошли огонь и воду, но вот в такой ситуации приходится действовать впервые. И не только нам, мировая практика использования спецслужб не сталкивалась ни с чем подобным. Когда заложников больше тысячи, то в такой ситуации особо не постреляешь, любая неосторожно выпущенная пуля найдет жертву, и это может быть ребенок. Все прекрасно понимали, если пойдем в школу, то кто-то домой уже не вернется, но вслух это не произносилось, это подразумевалось как само собой разумеющееся. Сейчас главным были не наши жизни, а жизни заложников, такова специфика нашей работы.

Утро третьего сентября не принесло изменений в ситуацию. Утреннее совещание внесло коррективы только по количеству заложников, их численность все возрастала. Цифра перевалила за тысячу. Мы прекрасно понимали, что приближается развязка трагедии. Ведь без воды, еды, медицинской помощи многим становится уже очень тяжело. Бандиты тоже находятся в постоянном напряжении. Нервы у всех напряжены до предела. Но силовой вариант освобождения детей был неприемлем, он повлек бы многочисленные жертвы.

Время приближалось к обеду. И вдруг раздался мощный взрыв. Даю команду немедленно экипироваться по-боевому. Глянул на часы – 13.00. Тут же раздается второй взрыв. Выхожу на связь со штабом операции и уточняю порядок действий. Слышу в ответ: в спортзале два взрыва; выдвинуться на свое направление и действовать по ранее определенной задаче.

Выбегаем на улицу и к школе. Навстречу от школы бегут взрослые и дети, многие в крови, сильная стрельба. Во дворе частного дома увидел женщину с двумя детьми, живы, но все в крови. Это не их кровь. Указываю им на укрытие за домом. Даю команду на выдвижение на исходные рубежи. Большая часть группы рванулась в сторону здания начальной школы, я с двумя офицерами в сторону мастерских, от которых до школы рукой подать, метров 15-20. Пули вокруг ковыряют землю, но прикрывая друг друга, мы сосредоточились на углу мастерских. Выглядываю и вижу, со стороны спортзала бежит женщина. Ей осталось добежать до нас не более трех метров и она в безопасности, но пуля попадает ей в голову сзади, она падает, и тело её лежит передо мной не далее чем в двух метрах и кровавый ореол быстро расползается вокруг головы. Окна в спортзале выбиты взрывами, кругом лежат тела детей, женщин. Им уже не помочь. Вход в школу через медицинский пункт прямо передо мной в двадцати метрах. Только эти два десятка метров открытого асфальтированного пространства надо преодолеть под пулями. Выхожу на связь со штабом и прошу разрешения войти в школу. Получив разрешение действовать по ситуации, стремительным броском втроем преодолеваем открытое пространство и оказываемся в санчасти школы. Неприятная неожиданность - прохода внутрь школы из санчасти нет, а на схеме был. Получается, что здесь делать нечего, надо идти в спортзал, а это еще метров двадцать. Все окна забаррикадированы школьной мебелью, нам не видно, что происходит внутри здания, а бандитам через бойницы видно все. Решил проскочить в спортзал. Это еще метров двадцать открытого пространства.

Тут главное внезапность и стремительность. И вот я перед входом в спортзал. Прямо возле моих ног лежит маленький мальчик. На нем кроме шортиков ничего нет. Он мертв. В спортзале люди лежат слоями друг на друге. Но террористов в нем нет. С противоположной стороны спортзал начинает гореть. Вошел в связь, доложил обстановку, сообщив, что в спортзале бандитов нет, они ушли на второй этаж, что начинается пожар.

В спортзале не все были мертвы. Передвигаться в полный рост было нельзя, спортзал простреливался бандитами со второго этажа, оттуда, где находился актовый зал. Вытащил очень грузную и скользкую от крови женщину, она контужена. Затем девочку лет четырнадцати. Потом еще несколько женщин. Всех затащил в раздевалку, там безопасно, это небольшое помещение без окон. Больше живых не обнаружил. Решил по коридору школы продвигаться в сторону центрального входа, напротив которого мои ребята находились в здании начальной школы. Необходимо было убедиться, что боевиков возле окон нет, и что растяжек не установлено. Тогда можно было бы разблокировать от мебели окна, что позволило бы остальным войти внутрь здания. В результате огневого контакта, а попросту говоря перестрелки, в один из моментов не уберегся. Пуля вошла в голову сзади за левое ухо.

Сколько прошло времени и где я находился не знаю, но когда вернулось сознание, что-то мне подсказало, что я могу заявить о себе тем, кто находится рядом. Сделал рукой жест, показывающий желание что-то написать. Мне вставили в пальцы ручку и я вслепую написал «ЦСН, ФСБ, Бочаров». Это было началом пути возвращения в мир живых. Пуля вырвала верхнюю челюсть, часть лицевых мышц, а дальше без перечисления. Самолет доставил меня в Домодедово, оттуда в госпиталь. Долгий период лечения, еще шесть лет службы.

После увольнения вся моя деятельность направлена на то, чтобы наши граждане помнили о славных сынах нашего Отечества, положивших свою жизнь «во славу российского государства и его народа». Мы не «Иваны, не помнящие родства», мы граждане великой державы.

Вячеслав Бочаров,

Герой России

Об авторе

Вячеслав Алексеевич Бочаров родился 17 октября 1955 года в г. Донском Тульской области. Образование высшее: в 1977 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище им. Ленинского комсомола (ныне, им. генерала армии Маргелова В.Ф.), в 1990 году военную академию им. М.В. Фрунзе, в 2000 году прошел переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Служил в рядах Вооруженных Сил в воздушно-десантных войсках. С 1998 года по 2010 – сотрудник Центра специального назначения ФСБ, группа «Вымпел». Воинское звание: полковник.

За выполнение интернационального долга в Афганистане награжден орденом Красной Звезды и орденом «Звезды» III степени ДРА. Неоднократно выполнял боевые задачи по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе. За мужество и героизм, проявленный при выполнении боевых задач в Северо-Кавказском регионе, отмечен государственными наградами: орденом «За военные заслуги», медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II и I ст. с мечами, «За отвагу».

Принимал участие в освобождении заложников в школе г. Беслана. В ходе выполнения этой задачи был тяжело ранен. За проявленное мужество при спасении детей 11 октября 2004 года Указом Президента РФ присвоено звание «Герой Российской Федерации».

В 2007 году Международная Ассоциация детских фондов присвоила Бочарову В.А. титул «Рыцарь детства», что является высшей наградой Ассоциации. В 2007 году Фонд Регионального Развития отметил Бочарова В.А. премией «Герой нашего времени». В 2008 году полковник Бочаров стал лауреатом международной общественно-патриотической акции «Есть такая профессия – Родину защищать». За многолетнюю плодотворную службу в деле укрепления обороноспособности страны в 2008 году Указом Президента России награжден знаком «За безупречную службу - XXX лет» на георгиевской ленте. За верность служению Отечеству в 2013 году ему была присуждена премия имени Высоцкого «Своя колея».

Вячеслав Бочаров – член Общественной палаты РФ, председатель Комиссии по добровольчеству и волонтерству, президент фонда «Солдаты XXI века против войн» с 2011 года, президент Московской федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, член исполкома Паралимпийского комитета России, ответственный секретарь Российской Ассоциации Героев, заместитель председателя Российского Детского Фонда.



Дата публикации: 29.11.2015


54.90.92.204
Просмотров: 54
Назад к списку новостей

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет – интерактивная ссылка).

Политика Конфиденциальности и Пользовательское Соглашение

Яндекс.Метрика