Армия, как незаменимый атрибут любого государства, в России испокон веков отличалась от армии западноевропейских стран. В основу русской военной системы был положен принцип ее обязанности, «повинности» - долг каждого защищать русскую землю, в отличии от западноевропейских стран, до конца XVIII века комплектовавших вооруженные силы методом найма, вербовки, и военное дело в которых было не долгом, а доходной профессией. Комплектование российской армии было возложено на губернских воинских начальников, а в 1874 году были образованы еще и управления уездных воинских начальников. В 1881 году вместо управлений губернских воинских начальников и начальников местных войск округов были сформированы управления начальников местных бригад. На январь 1918 года на территории Российской Империи существовал 21 бригадный район.
После проведения демократизации царской армии Вооруженные силы социалистического государства на первом этапе создавались на добровольческих началах. В связи с этим постановлением Народного Комиссариата внутренних дел от 20 января (20 февраля по новому стилю) 1918 года губернские и уездные присутствия по воинской повинности были упразднены, а часть их функции были переданы местным советам.
И одним из первых, 28 февраля 1918 года был создан Областной комиссариат по военным делам Мособлисполкома, а 9 марта того же года на базе Центрального штаба Красной гвардии был создан Военный комиссариат города Москвы Моссовета, разместившийся в здании штаба на улице Знаменка, дом 19 (в последующем был упразднен в связи с объединением Москвы и Московской губернии в одну административно-территориальную единицу).
Вслед за военным комиссариатом города Москвы начали формироваться военкоматы районов, в основу которых легли городские и районные дружины Красной гвардии. В руководство каждого военкомата, кроме коллегий, состоявших из 3-х человек, включался военный руководитель (как правило, военный специалист старой армии), не входивший в состав коллегий, но принимавший самое активное участие в работе комиссариата, особенно по руководству подчиненными восками.
Уже в двадцатых числах марта 1918 года Мосгорвоенкомату подчинялись 16 воинских частей и подразделений, им были сформированы и направлены на фронт 52 пехотных, кавалерийских и специальных отрядов численностью 4 500 человек из числа рабочих солдат.
На основании опыта работы первых военкоматов, в том числе Московского городского военного комиссариата, был разработан проект декрета о создании по всей республике нового аппарата местных органов военного управления или, как их называли, комиссариатов по военным делам. И уже 8 апреля 1918 года Совет Народных комиссариатов РСФСР применяет Декрет «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» (декрет был утвержден ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских и Казачьих Депутатов в заседании от 22 апреля 1918года). В положениях были разграничены задачи и функции каждого военкомата, определена их структура.
В соответствии с положением «О местных органах военного управления» на военкоматы возлагались задачи по подготовке и проведению войсковой мобилизации, подготовке молодежи к военной службе, проведение призыва граждан на действительную военную службу и предоставление призывникам отсрочек от призыва, организация оборонно-массовой и военно-патриотической работы, учет людских и народнохозяйственных ресурсов, пригодных для нужд армии. Эти задачи были, есть и всегда останутся приоритетными в работе военных комиссариатов.
Кроме того, на военкоматы в последующем возлагались обязанности по подготовке документов на получение пенсии уволенным с военной службе офицерам, сверхсрочнослужащим и их семьям, содействие им в трудоустройстве и обеспечении жилой площадью, отбор кандидатов для направления на учебу в военно-учебные заведения, а также рабочих и служащих для работы в воинских частях и учреждениях и многие другие.
Хотя подготовка к службе в армии и призыв занимали одно их ведущих мест в работе военкоматов, но все же главной их задачей была мобилизационная подготовка, постоянная готовность к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов и их постановке в войска.
Под непосредственным контролем военкоматов широко развернулась деятельность оборонных обществ и военных кружков по подготовке специалистов для армии: летчиков, парашютистов, планеристов, снайперов, пулеметчиков. Так в 1939 году из почти 47 тысяч москвичей, призванных в армию, 50% были парашютисты и 7% - летчиками, большое количество были снайперами и пулеметчиками.
К началу войны в 25 военкоматах Москвы проходило службу 294 офицера и работало 185 служащих. Своей деятельностью они внесли значительный вклад в подготовку страны к победе в будущей большой войне, развязанной фашисткой Германией. Всего же в июне 1941 года численность сотрудников военных комиссариатов в СССР составляла 33164 военнослужащих и служащих. Благодаря хорошо отлаженной системе воинского учета, допризывной подготовке, военно-патриотической и мобилизационной работы военкоматы к 1941 году сумели сформировать общий резерв живой силы в 14 миллионов бойцов.
Вероломные нападения фашисткой Германии 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь советских людей и как нельзя лучше характеризуют работу военных комиссариатов сразу после начала войны слова общеизвестной песни, написанной поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом и композитором А.В. Александровы, и ставшей гимном защиты Отечества: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Указом Президиума Верховного совета СССР объявлялась мобилизация военнообязанных по 14 военным округам. С 23 июня призыву в армию подлежали военнообязанные 1905-1918 годов рождения включительно. И именно сотрудники военкоматов были теми, кто с первых же часов после объявления войны входил почти в каждый дом, каждую квартиру, оповещали граждан, предназначенных в войска, отправляли на фронт скомплектованные команды воинов-защитников на всей территории страны.
С объявлением мобилизации Московский городской военный комиссариат и все 25 районных военкоматов превратились в военные штабы. Об их самоотверженной круглосуточной работе убедительно свидетельствует то, что на 1 июля 1641 года в Вооруженные силы было мобилизовано 5 миллионов 300 тысяч человек. За 5 месяцев войны на фронт направлены 291 дивизия и 94 бригады. К концу 1941 года было создано свыше 400 новых дивизий.
Трудно переоценить вклад военных комиссариатов в победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Кроме мобилизационной работы, участия в формировании дивизий народного ополчения, организации Всевобуча, перерегистрации военнообязанных московские военкоматы выполняли самую разнообразную работу по заявкам командиров войсковых частей и учреждений, занимались оформлением пенсии и пособий инвалидам войны и семьям погибших, вручением правительственных наград демобилизованным военнослужащим. И это лишь небольшая часть работы которую выполняли военкоматы Москвы в суровые военные годы.
С окончанием Великой Отечественной войны армия переводилась на штаты мирного времени. И военным комиссариатам пришлось ставить на учет 8,5 миллионов человек, подлежащих демобилизации, десятки тысяч единиц техники, передаваемой из Вооруженных сил в народного хозяйство.
Но кроме воинского учета уволенных военнослужащих необходимо было трудоустроить, обеспечить жильем и другим необходимым для нормальной жизни.
В 1967 году был принят новый Закон «О всеобщей воинской обязанности». В соответствии с этим Законом юноши подлежали призыву в армию при достижении ими 18-летнего возраста и до 27 лет, призывная кампания проводилась 2 раза в год, и срок службы сократился на один год. Вводился также призыв в армию на 2-3 года офицеров запаса. Существенно изменились условия пребывания в запасе Вооруженных сил как солдат-сержантов, так и офицерского состава.
Большие задачи возлагались на военные комиссариаты по допризывной подготовке молодежи к военной службе. С этой целью в школах вводилась начальная военная подготовка, специалистов для армии и флота должны были подготовить организации Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), а также учебные заведения системы профессионально-технического образования.
Весь круг задач, возложенных на военкоматы, всегда определялся Положением о военных комиссариатах. И вся работа проводилась в строгом соответствии с планами (годовыми, месячными). Большой объем этой работы касался народнохозяйственных задач. Так, ежегодно военные комиссариаты формировали батальоны для уборки урожая, призывая для этой цели граждан, пребывающих в запасе, на шестимесячные специальные сборы. После завершения уборочных работ в задачу военкоматов входил в призыв специалистов на военные сборы для ремонтно-регламентных работ возвратившейся техники.
Не стояли в стороне военные комиссариаты, когда необходимо было вести борьбу с пожарами, бушевавшими на торфяниках Подмосковья, и для ликвидации последствий техногенной аварии на Чернобыльской атомной электростанции, случившейся в 1986 году. С этой целью формировались подразделения из соответствующих специалистов, пребывающих в запасе, путем призыва их на военные сборы.
С 1978 года военные комиссариаты приступили к выдаче удостоверений участникам войны, на основании которых предоставлялись определенные льготы и преимущества. Всего за 1979 год военными комиссариатами жителям Москвы было выдано почти полмиллиона временных удостоверений участника войны. А также с 1980 года началась замена временных удостоверений на постоянные. Военными комиссариатами города Москвы было выдано более 350тысяч удостоверений.
В 1980 году в Москве проходили XXII Олимпийские игры. Это были первые в истории Олимпийские игры на территории восточной Европы, и впервые проведенные в социалистической стране. В подготовке и проведении Олимпиады было задействовано 200 тысяч человек. Военные комиссариаты и здесь не остались в стороне. На военкоматы было возложено задание по призыву на специальные сборы солдат и сержантов запаса и для прохождения двухгодичной службы офицеров запаса. Тысячи специалистов, которых предварительно провели через специальные органы, были призваны и приняли участия в подготовке и проведении этого очень важного мероприятия.
В 1984 году началась подготовка к празднованию 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Президиумом Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года был создан Указ «О награждении орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На военные комиссариаты возлагалась вся работа по представлению к награждению орденами и вручению наград участникам войны, не состоящим на военной службе. И 9 мая 1985 года, к 40-летию Великой Победы, военными комиссарами было оформлено к награждению орденами Отечественной войны I и II степени и началась их вручение более 350тысячам участникам войны, проживающих в Москве.
Приступив к подготовке материалов для издания Книги Памяти города Москвы, сотрудниками военкоматов за 8 лет (с 1981 по 1989 год) было издано ее 17 томов, из которых 16-й и 17-й тома являются Некрополем города Москвы. В них вошли имена более 400 тысяч погибших и пропавших без вести воинов, родившихся или призванных в Москве, а также имена воинов, умерших от ран и болезней в госпиталях в 1946 году, из которых более 32 тысяч были захоронены в городе Москве. В 2000 году Военным комиссариатов города Москвы был выпущен 19 том, а в 2001 году был выпущен 20-й том.
В 1991 году распался Союз Советских Социалистических Республик. Изменилась страна, ее военная доктрина, менялись армия и все то, что было связано с вопросами обороноспособности государства. Принимались новые нормативные правовые акты.
Коснулись эти изменения и военных комиссариатов. В 1994 году было утверждено Положение о военных комиссариатах, в 1995 году – «Положение о воинском учете», в 1997 году был принят Закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В январе 1995 года был принят Федеральный закон «О ветеранах». Он дал определение каждой категории ветеранов, а также перечень полагаемых им льгот. Военные комиссариаты, помимо ведения учета граждан, находящихся в запасе, завели учет ветеранов всех категорий.
Кроме этого, в Российской Федерации вводилась военная служба по контракту и альтернативная гражданская служба.
В 2007 году Указом президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132 было утверждено новое Положение о военных комиссариатах. Этим Положением была выстроена система военкоматов: военкоматы субъектов, муниципальных образований, и объединенные военкоматы нескольких муниципальных образований.
Изменилась функция органов местной власти во взаимоотношениях с военкоматами: они освобождались от финансирования местных органов военного управления, а должны были только содействовать военкоматам при выполнении последними функции по обеспечению обороноспособности страны (в соответствии с прежним Положением о венных комиссариатах они осуществляли эти функции совместно).
Этим же положением руководство военными комиссариатами было возложено на министерство обороны, а не на Генеральный штаб.
Масштабные преобразования коснулись системы военных комиссариатов в 2009 году: полностью была изменена их организационно-штатная структура (как городского, так и районных), названия отделов и отделений, были исключены из штата военных комиссариатов все должности военнослужащих (которых насчитывалось более 450 человек).
В 2010 году была принята новая военная доктрина Российской Федерации. Она конкретизировала роль военных комиссариатов в выполнении одной из основных задач страны – строительстве и развитии Вооруженных сил.
В принятом в 2012 году новом Положении о военных комиссариатах (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. № 1609) были определены все задачи, возлагаемые на военный комиссариат, и как и в предыдущих положениях, приоритетными остались те, от которых зависит боевая и мобилизационная готовность, а также влияющие самым непосредственным образом на укрепление обороноспособности государства.
Это же Положение определяло, что военные комиссариаты создаются в субъектах Российской Федерации (в отличие от Положения о военкоматах 2007 года, которое предполагало наличие военкоматов как в субъектах, так и в муниципальных образованиях).
Впервые служебная деятельность военных комиссариатов была разделена на специальную (направленную на выполнение основных задач, определенных Положением), и общую (направленную на обеспечение функционирования военных комиссариатов) служебную деятельность. Четкое разграничение получила и структура военных комиссариатов: командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Сегодня, как и 100 лет назад, военный комиссариаты города Москвы с честью выполняют все возложенные на них задачи. Являясь связующим звеном между армией и народом, через ни проходит все мужское население нашей страны. Для одних первая встреча с военкоматом, как структурой Министерства обороны, является первой ступенью на пути долгой армейской службы, для других – это зачисление в запас, в резерв Вооруженных сил. И пройдет еще не одно столетние, а военные комиссариаты не утеряют совей актуальности. Ведь именно с них начиналась наша армия, они являются основой нашей обороноспособности, и в военкоматах заканчивается служба тех, кто избрал своей профессией защиту Отечества.